Программирование на языке ПРОЛОГ для искуственного интеллекта




Программа на языке советов для эндшпиля "король и ладья против короля" - часть 7


оттеснения короля в угол доски. В этой последовательности ходов
выполнялись элементарные советы: сохранить_ простр (выжидающий
ход, сохраняющий "жизненное пространство" черного короля) и
потеснить (ход, сокращающий "жизненное пространство"). Область,
в которой заключен черный король, выделена штриховкой. После
выполнения последнего совета потеснить эта область сократилась
с восьми до шести клеток.

fig15_9.gif (2463 bytes)

Рис. 15. 9.  (а)  "Критическая клетка" отмечена крестиком. Она
используется при маневрировании с целью оттеснить черного
короля. Белый король приближается к "критической клетке",
двигаясь, как указано на рисунке.  (б)   Три фигуры образуют
конфигурацию, напоминающую букву  L.

Аргументами этих предикатов являются либо позиции (в предикатах целей), либо ходы (в предикатах, ограничивающих ходы). Предикаты целей могут иметь один или два аргумента. Первый из аргументов - это всегда текущая вершина поиска; второй аргумент (если он имеется) - корневая вершина дерева поиска. Второй аргумент необходим в так называемых сравнивающих предикатах, которые сравнивают корневую и текущую позиции в том или ином отношении. Например, предикат уменьш_простр проверяет, сократилось ли "жизненное пространство" короля противника (рис. 15.8). Эти предикаты вместе с шахматными правилами (применительно к окончанию "король и ладья против короля"), а также процедура для отображения текущего состояния игровой доски ( отобр ( Поз) ) запрограммированы на рис. 15.10.

На рис. 15.8 показано, как играет наша программа, основанная на механизме советов. При продолжении игры из последней позиции рис. 15.8 она могла бы протекать так, как в приведенном ниже варианте (в предположении, что "противник" ходит именно так, как указано). Здесь использована алгебраическая шахматная нотация, в которой вертикальные линии пронумерованы, как  'а',   'b',  'с',  ....  а горизонтальные - как  1,   2,  3,  ...  .


Содержание  Назад  Вперед